Девочка-скитлз

Вы видели ее сотни раз. Не знаю, раздражала ли она вас, и не помню, когда ж я ее так возненавидела: но теперь я узнаю ее по первому кадру, по затылку, по походке, и с момента ее появления уже ничто не может спасти для меня фильм.

Все девушки в кино делятся на два типа: девочка-скитлз и девушка-жемчуг. В одном и том же сценарии они никогда не пересекутся: это две разные философии, и сценарист, любящий девушку-жемчуг, никогда не пустит в кадр девочку-скитлз. Девушка-жемчуг существовала в искусстве всегда: она глядит влажными глазами на картине Вермеера, повернув к зрителю голову, она сидит на Зевсе-быке Серова, она – Русалочка. Она не то чтоб жертва, но и не форвард. Подробнее о современной девушке-жемчуг можно рассказать, только сравнив ее с чертовой девочкой-скитлз. Последняя появилась недавно, но она победила.

Не люблю, когда у героев с самого начала все есть, как в "Сплетнице" или "Войне и мире". Нелюбовь к историям о богатых берет начало – здравствуй, психоанализ – в детстве. Я хотела, чтобы куклы были принцессами, носили красивое и ходили на балы, но сюжет игры имела право придумывать только Индира, и потому они холодали, голодали и тащились пёхом, пока в самом, самом конце не находили клад. С этого момента Индира теряла к игре всякий интерес – ибо что делать с героями, если они уже богаты?

История заканчивается, как только герой разбогатеет. Дальше – что? Магазины, шмотки, тусовки – скучно. Все самое интересное – погони, монастыри, лохотроны, тяжкий труд – осталось позади. Ну, а если герой богат изначально – быть вселенской тоске.

Так появился классический сценарий "Евгения Онегина" – великий писатель поставил перед собой задачу чем-то занять своего богатого, талантливого, красивого героя, пока тот, неизбежно, не закончит плохо. Онегин скучал из романа в роман, разбивая сердца, но тут вмешалось кино: Евгений должен полюбить, так полюбить, как раньше умели только Ромео и капитан Грей (из "Алых парусов", не из дешевого эротического романа). Но он, по своей сути, на это не способен: когда герою нашего времени встречалась Бэла, он всякий раз ее губил. Онегин не мог разглядеть Татьяну. Не умеет скучающий молодой богач любить, он пресыщен, он разучился удивляться, он уже даже не охотник.

Тут-то и появилась девочка-скитлз. Коли мужчина сам не знает, чего он хочет, должна была возникнуть она, непонятная.

Не знаю, кто ее придумал: мужчина-амеба или не в меру романтичная женщина, но девочка-скитлз, раз придя, стала решением всех проблем кинематографистов. Знакомьтесь. Ей всегда 19, или x делить на 2, где x – возраст главного героя. Она не может состариться или завести детей, она слишком инфантильна и эгоистична. Она появляется в кадре, как вихрь. Все вокруг – холодцы, а она – кисло-сладкая конфетка. Она много читает, помогает бездомным животным, красит волосы в синий цвет, ее обожают дети, она против нормальной работы в банке, она пишет грустные статусы в Сети с многоточием. Она бросила престижную школу и пошла петь в банду. Она до безобразия самонадеянна, но сценарист этого не замечает, для сценариста у нее тонкая душевная организация. Кроме того, у нее нет одного или двух родителей, но деньги, несмотря ни на что, есть. У нее нет определенного занятия, зато она активистка всех зеленых и голубых движений. Она носит козлиную шапочку и драные джинсы, рассекает на мотоцикле и кричит Онегину: идем за мной, это так весело!

bobro_skeetles-1

Ей вообще всегда – весело. А если ей не весело, она ревет – сидя на мосту, полу ванной или на "их" месте. В крайнем случае она прыгает с моста (ни синяка потом, ни цистита), или походя расстраивает чью-нибудь свадьбу. Ей всегда есть что сказать. Она знакомится первой, отмачивая супершутку. Если у героя умирает друг (бабушка, собака), она находит, что сказать. Сначала находит, где спрятался герой (на крыше!), и произносит короткую, но проникновенную речь. Онегин может спать спокойно, покуда она кидает камешками в его окно и сочиняет о нем песни.

Чем амебнее мужчина, тем больше воздушных шариков в руках у девочки-скитлз: такого мужчину надо развлекать. Сам он себе не может придумать ни хобби, ни будущего. Душа у него не на месте, пока его не возьмут под белы рученьки и не поведут по радуге в светлые дали. Порой это прекрасный, состоявшийся мужчина, с одним минусом: абсолютной несамодостаточностью.

Раздражает не столько существование этой девочки как таковой, бесит то, что она стала единственным возможным выходом. Надо повернуть сюжет – на-те вам скитлз, надо пристроить загулявшего Макса в ДухLess – скитлз тут как тут, надо дать кому-то "Оскара" – а давайте девочке. Если бы дела в кино обстояли так всегда, знаете, что было бы?

Представьте себе Донну из "Запаха женщины", типичную девушку-жемчуг. Будь она девочкой-скитлз – а в наше время ничего другого ей не светит – она бы сама подсела за столик к Аль Пачино. На ней было бы не маленькое черное платье, а цветная толстовка. Говорила бы она так громко, что на нее бы оборачивался весь ресторан, а потом она сказала бы незрячему полковнику: пошли, Аль Капучино, танцевать. Не умеешь? Не страшно. Не видишь? Подумаешь! А, еще и не слышишь? Да тем веселее! И главное: она бы не ограничилась пятиминутной ролью. Она бы осталась и вернула обоим, полковнику и студенту Чарли, смысл жизни.

Если бы Мишель Пфайффер дали образ Кейт Хадсон, она бы спасла Тони Монтану от кокаинового краха, показав, что можно кататься на велосипеде и забить на бизнес.

Если бы Ким Бэсинджер была Зоуи Дешанель, она бы излечила Микки Рурка от извращенских наклонностей, рассказав ему о пользе вегетарианства и приведя в детский дом.

Девушка-жемчуг не стремится перевернуть все верх дном. В ней нет индифферентности, но если девочка-скитлз устраивает бурю в стакане воды, то все штормы девушки-жемчуга проходят внутри нее. Она не трубит о своем приходе, в ней нет экзальтации и душевного эксгибиционизма, по сути она – вещь в себе. В кино ее обязательно находит Аль Пачино или Колин Ферт. В жизни ей часто попадаются Бены Стиллеры и Адамы Сендлеры, и вот почему она "до сих пор не замужем".

Претендуя на статус самой непосредственной, девочка-скитлз – абсолютно искусственный продукт. Более того, якобы принося пользу обществу, девочка-скитлз – разрушительница. Она гадко ведет себя в обличии Марийон Котийяр во "Влюбись меня, если осмелишься", она выносит мозг Джиму Керри в "Вечном сиянии чистого разума", про последний российский киношедевр "Привычка расставаться" я вообще молчу – девочка-скитлз Ева испортила настроение всему кинозалу.

bobro_skeetles

Возможно, в жизни расстановка сил так сильно не поменялась, но если через пару веков кто-то посмотрит современные фильмы, какое мнение ему придется о нас составить? Когда пройдет время, кино, которое мы оставили, будет важнее, чем наша собственная жизнь, ибо кино, в глазах новых людей, и будет нашей жизнью.

И если этим новым людям понравится мужчина-амеба и девочка-скитлз, виноваты будем в этом только мы – это мы их так воспитаем на своем искусственном искусстве.

Текст: Малика Бадамбаева

 

Оставить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.